Свернуть с маршрута
и найти себя

Рассказ о ландшафтной аналитике в Грузии в мае 2025

Свернуть с маршрута
и найти себя

Рассказ о ландшафтной аналитике в Грузии в мае 2025

Арсений Белорусец
Со-ведущий, исследователь метода
Для нас с Андреем Сычевым, трек “Путешествия в Эльфию” как старый друг. Ловлю себя на этой мысли в самом начале маршрута, как только такси высаживает нас около таблички “Эльфия”. Перед мыслью успеваю заметить и чувство: предвкушение чего-то нового, смешанное с разливающимся спокойствием узнавания старого-знакомого.

Ну, здравствуй, путешествие в Эльфию! Для нас с Андреем уже четвертое, не считая еще десятка разведочных, а для участников - первое!
Как удержать одновременно это ощущение новизны и знакомости? Может показаться, что тут есть противоречие. Но его нет. Это как снова петь песню, написанную 20 лет назад, или играть спектакль в юбилейный, сотый раз. Все знакомо, и благодаря этой знакомости можно каждый следующий раз сделать лучше, точнее, чем предыдущий. Но и все ново: все происходит заново прямо здесь и сейчас. Событие случается (is happening) и никогда заранее неизвестно, что именно случится, как случится, да и случился ли вообще.

Здесь, правда, чтобы быть поточнее, надо вот еще о чем сказать. Событие - не просто то, что случается здесь и сейчас, не просто какой-то узелок сюжета. Событие всегда происходит со всеми его участниками целиком, включая не только их настоящее, но и прошлое и будущее. И так же как для меня или для Андрея, в этом конкретном походе сквозят все предыдущие разы (на точке старта я почти вижу лошадей, которые тут были в прошлый раз, и одновременно вижу их отсутствие - сегодня-то их тут нет), так и для участников: в каждом моменте похода слышится отзвук других жизненных событий. Каждый принес с собой себя целиком и через вот эти возникающие обертоны может и осознать себя, и побыть собой, и даже что-то сделать по-новому. Именно в этом смысле ландшафтная аналитика называется аналитикой: можно вычленить на фоне общего звучания свой голос, уловить его влияние на общий хор.

Как удержать одновременно это ощущение новизны и знакомости? Может показаться, что тут есть противоречие. Но его нет. Это как снова петь песню, написанную 20 лет назад или играть спектакль в юбилейный, сотый раз. Все знакомо, и благодаря этой знакомости можно каждый следующий раз сделать лучше, точнее, чем предыдущий. Но и все ново: все происходит заново прямо здесь и сейчас. Событие случается (is happening) и никогда заранее неизвестно, что именно случится, как случится, да и случился ли вообще.


Здесь, правда, чтобы быть поточнее, надо вот еще о чем сказать. Событие - не просто то, что случается здесь и сейчас, не просто какой-то узелок сюжета. Событие всегда происходит со всеми его участниками целиком, включая не только их настоящее, но и прошлое и будущее. И так же как для меня или для Андрея, в этом конкретном походе сквозят все предыдущие разы (на точке старта я почти вижу лошадей, которые тут были в прошлый раз, и одновременно вижу их отсутствие - сегодня-то их тут нет), так и для участников: в каждом моменте похода слышится отзвук других жизненных событий. Каждый принес с собой себя целиком и через вот эти возникающие обертоны может и осознать себя, и побыть собой, и даже что-то сделать по-новому. Именно в этом смысле ландшафтная аналитика называется аналитикой: можно вычленить на фоне общего звучания свой голос, уловить его влияние на общий хор.


...



Спускаемся в Эльфию сначала по серпантину, а потом напрямик по лесистому склону. Здесь есть тропинка, но иногда с нее нужно сходить, чтобы обойти поваленные деревья. Я знаю об этом, начинаю маневр и только потом понимаю, что обходить-то пока нечего. До непроходимого завала мы пока не дошли, перед нами всего лишь ветки. Но теперь и они позади, мы обошли их по мягким листьям.


А вот и завал. Что ж, обойдем и его.


Спускаемся в Эльфию сначала по серпантину, а потом напрямик по лесистому склону. Здесь есть тропинка, но иногда с нее нужно сходить, чтобы обойти поваленные деревья. Я знаю об этом, начинаю маневр и только потом понимаю, что обходить-то пока нечего. До непроходимого завала мы пока не дошли, перед нами всего лишь ветки. Но теперь и они позади, мы обошли их по мягким листьям.


А вот и завал. Что ж, обойдем и его.

«Райская поляна» — место, откуда мы сами себя изгоним, когда будем готовы.


Чтобы выйти в путь, выполняем привычные ритуалы перехода: глядя по сторонам, ловим метафоры и формулируем через них запрос, выбираем природные имена и выключаем телефоны. Мы берем в путешествие себя целиком, но все-таки без внешних модулей памяти, теле-ушей и глаз.


Вдруг в наш круг солнечным лучиком врывается рыжая собачонка. Ее я отлично знаю — у моего дачного соседа такая, они с ней вместе состарились за последние 10 лет, правда это за 2500 километров отсюда.

По дороге к скиту - мимолетная лошадь. Кажется, она все-таки была, а не почудилась, но.. не уверен. Потом - между скитом и пионер-лагерем будет еще одна. Она проскачет нам навстречу по тропинке как какой-то призрачный встречный поезд.


- Лошадка-а-а!..

По дороге к скиту - мимолетная лошадь. Кажется, она все-таки была, а не почудилась, но.. не уверен. Потом - между скитом и пионер-лагерем будет еще одна. Она проскачет нам навстречу по тропинке как какой-то призрачный встречный поезд.

- Лошадка-а-а!..


Вообще, как только мы вошли в лес, грань между мирами как будто начала стираться.


Колокол у церкви. Кто-то их участников дергает его за язык, раздается звон, и в ту же секунду как из-под земли возникает та самая рыжая собачонка. Лает, припадает на задние лапы, скачет вокруг колокола, а потом незаметно растворяется, уходит куда-то по своим делам.


Проходит какое-то время. Вот уже другой участник у колокола: звон - собачонка - прыжки - лай. Кажется, был и третий раз. 


Метафизически-романтическое “Место мне ответило!” в таких сценах обретает совершенно конкретную реальность.




Перед пионерлагерем делаем остановку.


- А зачем мы все время идем на расстоянии друг от друга, - спрашивает одна из участниц, - я бы хотела, чтоб было поживее, поинтереснее и побольше взаимодействия с людьми!


Отвечаю сразу несколькими вариантами (тут в ландшафтной аналитике, всегда одновременно много ответов и обоснований, и все - правильные).

Такое хождение в общей цепочке, но по одному - одновременный опыт пребывания и с самим собой, и с другими.

Это и способ быть одновременно собранным - следить за участниками впереди и позади себя, чтобы не потеряться - и расслабленным: выбирать хоть и в общей цепи немного свой темп.

Это одновременная встреча с новыми впечатлениями и время для переработки старых. Больше того, если бы не этот способ двигаться, было бы вообще нереально справиться с таким объемом и градусом впечатлений.



Исследуем дом - место, где можно что-то оставить или найти. В прошлый раз одна из участниц оставила серьги. Вот они, на самом видном месте, но никто, кроме нас с Андреем их не замечает.

Обедаем.


А надо сказать, что обед первого дня - это всегда время диких историй. Как-то так само собой получается. Теплый чай и вкусная еда после относительно напряженного пути и волнения встречи провоцируют такие прорывы. В одной из аналитик участник вдруг стал рассказывать, как его автомеханик убил свою жену. В этот раз, тон задал Андрей, предложив ненавязчивый айс-брейкер: “а расскажите, кто что в своей жизни украл”. Гениальный, надо сказать, вопрос, ибо у всех в итоге найдется прекрасная история на эту тему. Это как шрам на указательном пальце левой руки, который, по легенде, есть у каждого мужчины (и у известных мне женщин тоже есть).

По дороге из Кикети в Коджори мы проскочили нужный поворот, чтобы оказаться в… деревне нашего детства.

Владимир Каганский определяет уникальность места как его наделенность квинтэссенцией общих черт. Вот в такой уникально всехней деревне мы и очутились.

Есть на нашем маршруте одно место, для меня являющееся его центром. Небольшой холм с развалинами часовни, в которых живет церковная мышь. Обычно мы приходим сюда на закате выпить чаю с травами, собранными здесь же на склоне.

Тут нам встретились прекрасные грибы. Огромные, белые, круглые, похожие на шампиньоны. Мы принесем их в дом, а наша хозяйка Нино приготовит их, попробует маленький кусочек, плохо себя почувствует и порекомендует нам воздержаться от их употребления.

— А можно я тоже все-таки попробую? — спросит одна из участниц.
— Конечно можно, — ласково ответит Нино, — ...но лучше не надо.
Текст получается мозаичным (но и ландшафт своего рода мозаика) — за его мозаичностью можно угадать чередование разных слоев жизни: «бытового», «психологического», «комического», «сакрального». Эти названия условны, а события нет-нет да и перепрыгивают с одного слоя на другой, подтверждая старый тезис Бахтина о слитности быта и бытия. Помните, у Бродского: «В деревне Бог живет не по углам, как думают насмешники, а всюду». И, вместе с тем, чтобы перепрыгнуть с одного слоя на другой порой нужно какое-то специальное (и при этом случайное) действие.

Идем мы, например, уже упомянутым порядком по одному, держим, понимаешь, строй… как вдруг идущий впереди останавливается посреди дороги: он забыл нанести спрей от клещей и комаров, а перед заходом на луг это лучше бы сделать. Цепочка людей сминается и превращается в кружок. Направление движения потеряно.

— А можно я на секунду отойду, спрашивает одна из участниц, — ее поманило цветущее дерево, которое растет чуть в стороне от дороги, на склоне.
— Конечно.

И вот уже вся группа «отклоняется от маршрута» и через обозначенный деревом портал попадает в удивительный микромир. Тут растут микро-деревья, цветут микро-цветы. На каждом сантиметре лугового склона кипит микро-жизнь. Можно лежать, как в детстве, и рассматривать всех этих кузнечиков, муравьев и жучков. Чистое, сладкое счастье!
Еще один переход, и вот мы совсем в другом месте (его, кстати, мы в свое время тоже нашли случайно). Далеко-далеко под нами растут огромные деревья, но с нашей точки они выглядят как мох. Каждый выбирает себе спутника и отправляется на край — вместе всматриваться в бездну. Быть с другим.

— А что это за птицы под нами?
— Орлы!

На стартовой поляне мы видели высоко в небе самолеты, теперь орлы кружат где-то чуть ниже нас.
Но и тут свой микро-мир. Обнаруживаем клубки гусениц здесь же на склоне. Микро- и макроперспектива сходятся в единый мир. Кульминация. Этот акт сыгран и как бы повисает в вечности.

Занавес!

Занавес в самом буквальном смысле. Прилетают тучи и закрывают небо. Пора идти дальше.
Казалось бы, все уже произошло, достигло, прости Господи, максимальной экзистенциальной исполненности, дальше просто некуда… Но оказывается, есть. Если до сих пор мы пребывали в разлитой благости мира вообще, то теперь на передний план выходит человек (или люди, группа). Его/их усилие.

Дождь и бескрайний серпантин начинаются практически одновременно. Мы идем однотипным зигзагом вдоль склона горы. Проходим метров 50-100, круто поворачиваем, еще 50-100 метров, снова поворот, опять прямой отрезок, крутой поворот. Так снова и снова, кажется, бесконечное количество раз. В кино такое показывают статичной камерой, в кадре которой люди-точки возникают сначала на верхней части зигзага, потом где-то в середине, а затем внизу. “Кино - это жизнь, из которой вырезали все скучное”. В ландшафтной аналитике ничего не вырезается, и это тягучее дление бесконечного спуска под дождем из досадной необходимости превращается в наш актив.

Струи дождя почти перпендикулярны нашему маршруту, но и мы, и дождь, спускаемся. За время пути мы успеваем даже как бы подружиться с дождем. Мы - попутчики. И несмотря на разные траектории, вместе начинаем спуск и вместе же его заканчиваем. Выходит солнце. Вот и второй акт завершен. Снова насыщенность момента ярче некуда. И снова оказывается, что можно и еще насыщеннее - совсем в запредельное.




Через валуны продираемся к водопаду.

У нас с Андреем были какие-то идеи о том, как «обыграть этот ландшафтный объект», а Алиса уже было приготовилась делать яркие фотографии… Но куда там. Камера отказывается фотографировать, а мы с Андреем отказываемся от «упражнений».

Все слова куда-то уходят, остается только одно — «предстояние».

Я мысленно произношу его про себя и вдруг слышу от одной из участниц. Мы предстоим, соприсутствуем таинству падения вод.

В каменной глыбе, по которой стекают потоки воды, явственно читаются черты лица. Струи как будто седые волосы.

Третий акт, в котором сходятся в едином движении человек и мир. Теперь уже точно дальше некуда.

Начинаем потихоньку «всплывать».

Еще одна остановка — аленький цветочек — совершенно сказочный многослойный пион, который буквально выпрыгнул на каждую из участниц из темной заросшей травой лесной обочины. Для каждой он оказался именно ее особым цветком, средоточием чудесной награды, заслуженной этим многотрудным днем.

Что делал явно культурный цветок посреди леса так и останется загадкой, как и то, чей он на самом деле, если вообще чей-то.
Еще одна остановка — аленький цветочек — совершенно сказочный многослойный пион, который буквально выпрыгнул на каждую из участниц из темной заросшей травой лесной обочины. Для каждой он оказался именно ее особым цветком, средоточием чудесной награды, заслуженной этим многотрудным днем.

Что делал явно культурный цветок посреди леса так и останется загадкой, как и то, чей он на самом деле, если вообще чей-то.
Вечер мы провели у камина, нанизывая жемчужины опыта на нитку общего рассказа.

Этой ниткой - в буквальном смысле - стала пряжа из натуральной тушетской шерсти. В прошлом походе, она же была путеводной нитью в ночном лабиринте, но в этот раз ночной лабиринт был бы явным перебором. Нам нужно было не столько добыть какой-то еще опыт, сколько усвоить уже полученный.


Вечер мы провели у камина, нанизывая жемчужины опыта на нитку общего рассказа.

Этой ниткой - в буквальном смысле - стала пряжа из натуральной тушетской шерсти. В прошлом походе, она же была путеводной нитью в ночном лабиринте, но в этот раз ночной лабиринт был бы явным перебором. Нам нужно было не столько добыть какой-то еще опыт, сколько усвоить уже полученный.
…вообще, с этой группой мы успели больше, чем с другими. Впервые в нашей практике, естественное ограничение в виде скорости пешехода не сработало как предохранитель против перегрузки впечатлениями. Мы шли достаточно быстро и у нас оставалось время “посмотреть еще что-нибудь”. Но куски пережитого опыта были настолько громадными, что мы благоразумно отказались от этой затеи.

Завершили мы четвертый поход в Эльфию, как обычно, на развалинах крепости Азеула, но на этот раз мы сумели найти там уютный уголок со своим цветущим микро-миром и перспективой Тбилиси.

Сидели и любовались видами и друг другом.

В этот раз мы позволили себе отклоняться от маршрута и даже проявлять в этом настойчивость: сделав шаг в сторону, делать затем и второй и третий, как будто бы так и надо. Мы открыли множество новых мест в старой-знакомой локации, а Андрей, который потом продолжил разведку, обнаружил еще целую горсть жемчужин.

Фотографии: Алиса Аницкая, текст: Арсений Белорусец
Made on
Tilda